Между задумчивыми статуями, которые разделяет безмолвная голубовато-бирюзовая морская вода, плавают разноцветные стайки юрких рыбок.
Тишина и покой нарушаемы разве что мерным покачиванием бурых водорослей. Скульптуры спят, и тому, кто отправился за чудесами на дно, кажется, будто он подсматривает за чужими снами. Здесь, на дне моря, — целый город, состоящий из людей разных возрастов, вероисповеданий и рас, от цивилизации Майя до современного космополитичного общества. Такой инсталляции не увидишь в обычном музее... Сам же создатель скульптур называет свое искусство очень просто: эко-арт.
Эти люди на дне морском заняты самыми обычными житейскими делами: сидят за столом, ездят на велосипеде, смотрят кино по телевизору, обедают, играют с детьми, болтают по телефону и даже собирают кубик Рубика... Кажется, что некий волшебник застал их врасплох, «заморозил» и отправил в пучину, на десятиметровую глубину.
Лаже опытным дайверам — и тем подобное зрелище в диковинку! Самый большой в мире музей подводных скульптур, два года назад открывшийся на дне Карибского моря, неподалеку от курортного мексиканского города Канкун, носит красноречивое название MUSA (Museo Subacuatico de Arte). Проект выполнен при поддержке муниципального отдела Канкуна по охране окружающей среды и еще ряда международных организаций.
Тогда, в 2009 году, на дне Карибского моря было установлено 100 бетонных скульптур; сегодня их уже более 400. Их главный разработчик, автор, фотограф, наконец, их популяризатор, — британец Джейсон де Кайрес Тейлор, ставший знаменитым именно благодаря необычному месторасположению своего музея. Джейсон окончил Колледж искусств в Кэмбервелле по классу скульптуры. Еще одной его страстью, помимо ваяния, всегда был океан. Квалифицированный инструктор по дайвингу и подводный натуралист с 14-летним опытом, Тейлор любезно принял предложение стать художественным руководителем своего подводного парка.
Объединив дайвинг, скульптуру и фотоискусство, Джейсон придумал новый, и притом оригинальный жанр: подводные статуи, которые природа превращает в некое подобие искусственных рифов. Собственно, главное назначение этих скульптур, помимо привлечения туристов, — служить основой для колоний кораллов и водорослей, численность которых, по данным экологических служб, стремительно уменьшается. Треть коралловых рифов в мире уже находится под угрозой исчезновения. В основном, кораллы гибнут от ураганов, перемены климата и не в последнюю очередь от активного, но безграмотного подводного туризма, нарушающего экосреду. «Будучи инструктором по дайвингу с многолетним опытом, я проникся состоянием подводного мира в мировом океане — этот мир действительно находится в шаге от экологической катастрофы, — говорит Тейлор. — Опасности разрушения природной среды подстерегают нас не только на суше!» Таким образом, скульптуры — прекрасная альтернатива природным коралловым рифам. По Джейсону Тейлору, его музей представляет собой подводную версию античного мира, с теми же царственными величием и спокойствием.
Вопреки прогнозам, музей, чья главная «экспозиция» носит название La evolution silenciosa («Бесшумная эволюция»), сделался необычайно популярным буквально со дня своего открытия. Ежегодно подводный парк принимает около 750 000 туристов, желающих увидеть огромное разнообразие морских рыб в антураже потрясающих по красоте коралловых рифов, образовавших собственный живой нарост поверх скульптур Тейлора.
«Бесшумная эволюция» — не первый подобный проект Джейсона. На его счету — целых пять миниатюрных подводных музеев. Еще в 2006-м он создал свой первый подводный парк в Гренаде, Вест-Индия, в тихих и чистых прибрежных водах залива Молинье. Но по своим масштабам ничто из былых творений не сравнится с Канкуном.
Изготовление скульптур в Канкуне заняло у Джейсона 18 месяцев напряженного труда, в том числе более 120 часов подводных работ. Было использовано 120 тонн цемента, причем особого, безопасного для кораллов и одновременно водоустойчивого. Обыкновенная арматура, повсеместно применяемая для строительства каркаса, не годилась — металлические прутья на морском дне подверглись бы мгновенной коррозии. Поэтому решено было применить каркас из прочного стекловолокна.
Создавая композиции, Тейлор учитывал особенности восприятия под водой. Необходимо было принять во внимание законы оптики, ведь вода искажает пространство и изменяет цвета. В частности, погруженные под воду статуи зрительно кажутся на двадцать пять процентов крупнее. При этом водная среда позволяет воспринимать скульптуры во всей игре перспектив и красок, что превращает процесс наблюдения в увлекательное исследование. Ныряльщик может плавать между скульптурами или же ходить между ними, как в «настоящем» музее, в то время как фантастические статуи трансформируют свое «настроение» в зависимости от освещения. Спектры красок мягко изменяются, ускользают, придавая застывшим человеческим лицам всякий раз иное выражение.
Одна из наиболее примечательных фигур коллекции носит название «Человек в огне», похожая фигура установлена и в музее города Муром. Для того чтобы создать эффект «пламени», Джейсон проделал в фигуре человека около 70 сквозных отверстий, где спустя некоторое время поселились огненно-красные языки кораллов. Иллюзия с огнем возникла полная! В скульптуре «Сад надежды» мы видим девушку в окружении разноцветных кораллов, причем один коралл выглядывает прямо из кувшинчика, стоящего здесь же, рядом. А в композиции «Задумчивый мужчина» вездесущие коралловые полипы изменили лицо персонажа до неузнаваемости — всего за два года. Собственно, этой галереей скульптур можно любоваться до бесконечности, распутывая придуманные Тейлором нехитрые шарады из бытовых сюжетов.
Процесс погружения каждой из статуй на десятиметровую глубину начинался с установки скульптуры на основание весом две тонны, во избежание повреждений, вызванных могучей морской волной. Участок для размещения парка скульптур также был выбран Джейсоном со всей тщательностью — здесь достаточное количество света для того, чтобы дайвер воспринимал арт-объекты во всей красе.
В планах Джейсона — продолжать привлекать внимание к проблемам экологии, объединяя общественную деятельность с туристическим бизнесом. Тейлор — оптимист, он с надеждой смотрит в будущее и верит в то, что человеку удастся воссоздать нарушенный природный баланс. Свой парк MUSA он любит, как ребенка, пропагандируя дайвинг на мексиканском побережье в социальных сетях и придумывая все новые хитрости для того, чтобы привлечь сюда туристов. Так, в недалеком будущем дайверов, приехавших в Канкун полюбоваться скульптурами, будут снабжать специальным микрофоном, благодаря которому появится возможность услышать подводные звуки, дыхание моря. В глобальных планах — добиться того, чтобы на дне залива в Канкуне было ровно шесть тысяч скульптур. Почему именно такая цифра? Именно столько человек наличествовало в войске китайских императоров династии Цинь. А древний Китай, где люди еще жили в гармонии с природой, — излюбленный исторический локус Джейсона. И как мертвые скульптуры, постепенно обрастая организмами, «оживают» сами, так и наша душа, считает Тейлор, должна ожить, слившись с природой и сочувствуя ей.