Города мира

Яунде является столицей Камеруна, административным центром Центрального региона и департамента Мфунди. Город расположен в юго-восточной части государства, на высоте 730 метров над уровнем моря. Площадь составляет 180 км². Население по оценке 2005 года — 1 817 524 человек. Плотность: 7944 чел./км². Часовой пояс: UTC+1. Координаты: 3°52′00″ с. ш. 11°31′00″ в. д. Карта Яунде<iframe width="59...


/ Статьи / Символы в парках

23-12-2012 11:40Хеллиган, Стоу и Парк Космических Размышлений



Сад - один из способов, каким человек преобразует внешний мир, превращая его в предмет собственного удовольствия. При этом практически всегда элементы садово-парковой архитектуры несут смысловое значение, иногда очевидное, а иногда завуалированное. Как в приведенных далее примерах.

Мы живем в мире символов. Ландшафт есть нечто, что человек осмысляет, конструирует и изобретает заново.

Садовое искусство, или садово-парковая архитектура, использует природные элементы (камни, все виды растений, воду, грунт, само небо) и искусственные (здания и другие постройки).

Природное окружение человека отражается в искусстве как посредством воспроизведения природного ландшафта в живописи, рисунке, гравюре, фреске, мозаике или гобелене, так и путем прямого его преобразования - прежде всего в садах и парках.

Три парка - Хэллиган, Стоу и Парк Космических Размышлений, - результаты преобразования природного мира, базирующегося на переосмыслении человеком себя, своего места в этом мире, окружающей среды, а также опыта пришлого. В этих загадочных и мистичных парках мы можем увидеть, как человек выразил собственное положение в окружающем мире посредством особого языка - садового искусства. И так было во все времена. Для примера обратимся к символам и знаками садов - как мифологических, так и прошлых веков разных народов.



Сад - это образ рая: библейский Эдем.

Сад в фольклоре предстает как источник чудесных плодов (молодильных яблок и т. п.) - налицо символика плодородия и изобилия. В древнеримской мифологии богиней цветущих садов, весны, плодородия, произрастания и расцвета всех плодоносящих сил природы считалась Венера. Позже ее назвали богиней любви и красоты.

На протяжении веков у народов разных стран через предметы и объекты сад воплощает попытку человека выразить собственное положение в окружающем мире посредством особого языка - садового искусства. Кстати, если в очень любите чистый воздух и красивую природу, то вас может заинтересовать туристическая поездка на Байкал.

Изображения, созданные в Древнем Египте или в Риме классической эпохи, предоставляют возможность увидеть, что являли собой сады, основанные этими цивилизациями. На некоторых древнейших персидских коврах сады изображены словно с высоты птичьего полета, хотя цветы и деревья представлены при этом фронтально.

В Египте сохранились древнейшие из известных изображений садов: оазисы, созданные вокруг бассейнов с водой внутри храмовых оград. Их происхождение от сельскохозяйственных плантаций никогда не скрывалось, при этом сады украшали статуи, плодовые деревья и цветы, которым придавалось символическое значение. Сады объединяли сокровища растительного мира с другими богатствами - водоемами и скульптурами. Римские фрески с изображением дикой природы или садов пространственно словно раскрывали небольшие помещения наружу, одновременно наделяя культурную среду помещения несколько сверхъестественным переживанием первичного природного мира. Насквозь пронизан символами японский сад. Так, например, сад камней символизирует бесконечную, непознанную Вселенную. Это определило строгие канонические законы его построения. Каждый камень в таком саду несет свою символическую нагрузку. Так, небольшой камень может стать холмом. А в тяжелом, старом, большом камне японец увидит гору, ощутит стабильность и защищенность. Тропинки символизируют здесь путешествие по жизни. Плоские камни дорожек - символ свободного пути без преград и радушно-открытого расположения хозяина сада. Водопад - символ начала человеческой жизни. Поток воды - река жизни. Сама вода - символ очищения, позитивной энергии, благополучия и процветания.

Символичны образы животных, издревле любимых и почитаемых в Стране восходящего солнца. Журавль воспринимается как стремление к вершинам познания, к постижению истины мироздания. Чрезвычайно распространено изображение льва.

Если лев один - это символ защиты от проникновения любого зла внутрь охраняемой им территории. Если пара львов - символ гармонии и счастья, так как настоящее счастье, по глубокому убеждению японцев, возможно только в паре.

Лес, растения, пожалуй, одни из самых сложных символов во всех садах. На протяжении всей человеческой истории лес отождествлялся с местом таинственным, могучим. Леса боялись и в то же время восхищались им. Своеобразна и знаковость растений. В частности, имеет свою символику мох, так любимый японцами. Присутствующие в японских садах лужайки и обширные куртины из мха символизируют надежность, материнскую любовь, покровительство и защиту. Сосна - символ долголетия, отваги, мужественности, сильного характера. Плакучая ива воплощает стыдливость, чистоту, смирение.

Удивительно символичен в садах лабиринт из растений. С одной стороны, он олицетворяет хаос мира дикой природы, где легко заблудиться. Но поскольку из лабиринта всегда есть выход, он символизирует и надежду. Пергола воплощает собой путь сквозь чащобу, а кроме того, дает понять, что природа вокруг изучена, приручена и служит человеку. Руины, столь популярные в парках XVIII в., символизировали бездну исторического времени и его разрушительную силу, смягченную жизненной силой самого парка. Несет определенную смысловую нагрузку планировка сада. Жесткая, геометрически правильная (что особенно характерно для регулярных садов Франции) отражает стремление человека - хозяина такого сада - подчинить себе мир. В то время как пейзажный английский парк демонстрирует свободолюбивый характер его владельца...

...В Хэллиган, Стоу, Парке Космических Размышлений, наряду с загадочностью есть и свобода и подчинение, и преодоление препятствий, и разгадка тайн, и красота, дающая наслаждение...