Корсунь-Шевченковский государственный историко-культурный заповедник - единственный парк в Украине, где основу композиции создала природа, а доминантой являются вода и камень. В 50-х гг. XIX века это был один из богатейших и красивейших дворцово-парковых комплексов в Европе. Дo наших времен сохранился дворец с удивительной архитектурой, но интерьер его диссонирует с
экстерьером: прежняя отделка не сохранилась, а внутри - военный музей.
Чтобы прибыть в пункт назначения, не обязательно следовать указателям, иногда хочется заблудиться, особенно, если ищешь романтики, красивых «вью» и уединения... В Корсуньский парк интересно попасть не с центрального входа, а с прямо противоположной стороны, с окружной дороги. И начать путешествие с узенькой, едва заметной тропинки, увлекающей в самую гущу событийной жизни старой части парка... Вот тогда-то хронология не нарушена, и коды, и законы природы познаются интуитивно верно.
А можно, как все, войти через главные ворота и услышать, узнать тайны парка, дворца и реки из единственно правильного и возможного потрясающего вида. Перед входом в парк - красивый мост, с которого открывается вид на валуны и множество перекатов. Башни центрального входа напоминают средневековое сооружение, а река с гранитными берегами выполняет функцию естественного рва. Величавая и спокойная Рось образует здесь множество рукавов и протоков и, обнажая свой непокорный нрав, становится похожа на горную реку. Сочетание тихих заводей и бурлящих перекатов создает сильный психологический и эстетический эффект. А если Вас интересует рыбалка, то ознакомьтесь с предложениями на сайте www.razdolie-ahtuba.ru.
Корсуньский ландшафтный парк, пожалуй, единственный на территории Украины, где именно камень и вода являются главной доминантой в образовании идейной композиции парка. Создается впечатление, что деревья и кустарники выполняют функцию эффектного обрамления зеркала воды. А аллеи парка специально проложены вдоль реки, чтобы максимально раскрыть панораму берегов. Массивные валуны, образующие пороги с мини-водопадами, могут служить и природными мостиками, и скульптурными композициями, и прекрасными местами в зрительном зале театра природы. Именно природа стала автором, сценаристом и режиссером этого парка.
Прогулка по парку - сплошное удовольствие, приятной и необычной ее делают красивые изгибы реки. Тем интригующе - за очередным поворотом открывается что-то новое. Большая часть огромного парка запущена и отдана на откуп дикой растительности, но центральные аллеи очень красивы. Главный мостик ведет на княжескую аллею, здесь можно помечтать у памятника влюбленным. На аллее установлен памятный знак в честь Т. Г. Шевченко, который увековечил красоту парка в своих работах, когда приезжал сюда в 1859 году.
Сейчас на этом месте растет один из сохранившихся могучих каштанов. Еще за одним поворотом дорожки - тенистая аллея любви: соловьиные трели, отвесные скалы и шаткий мостик, который носит название чертовой лестницы. Здесь влюбленные, окутанные романтическим настроением, могут проверить свои чувства.
История и современность
Парк исторический и парк современный по ментальности мало чем отличаются, разве что процветанием и ухоженностью в XIX в. и «легкой запущенностью и одичалостью» с печатью «совдепа и войны» XX в. Но, как все созданное и хранимое природой, парк не утратил своей аутентичности и загадочной привлекательности. Четко обозначенной осевой композиции в парке не прослеживается, а многочисленные аллеи и дорожки, которые занимают площадь более 2 га, дарят посетителям новые и необычные живописные пейзажи и виды.
Задуманный и спроектированный самой природой, Корсуньский парк существенно отличается от парков, созданных руками мастеров. Его парковые аллеи мированы с учетом русла реки и использованием мотивов первичного ландшафта: мощных групп обкатного камня - гранита, многочисленных речных протоков, спокойных заводей, гранитных скал и существующих насаждений деревьев. Парк был заложен в 1782 году для Корсуньского старосты князя Станислава Понятовского архитектором Ж. А. Мюнцом в стиле английских ландшафтных парков. Часть парка расположена на нескольких островах реки Рось, другая часть - «материковая». Густые рощи на берегу реки стали основой для построения парковых пространств. Понятовский выделял огромные суммы на разбивку парка, сада и дворцового комплекса, а природа подсказывала места для аллей, тропинок, мостиков, малых архитектурных форм. Сад возле дворца был обустроен с использованием принципов, присущих французским и итальянским паркам. Пространство между аллеями было заполнено симметричными клумбами, обсаженными кустарником. А для таинственных и прекрасных видов, возможности побыть в уединении с природой была оставлена дальняя часть парка, находившаяся на материке.
После 1799 г., когда Корсунь перешел во владения Лопухиных, философия парка кардинально меняется, и он приобретает черты российского романтизма: здесь высаживают густую липовую аллею (она же центральная), березы, дубы, появляются малые архитектурные формы и скульптурные композиции, связанные с историей России и рода князей Лопухиных. Парк украсили павильоны для павлинов и фазанов, скульптуры. Заботливое отношение, ухоженность и любовь хозяев к парку сделали его к середине XIX в. одним из красивейших и богатейших садово-парковых комплексов не только Украины, но и Европы. Идиллия парка закончилась в начале XX в. В течение целого столетия и до сегодняшних дней парк, запущенный и слегка разрушенный временем и событиями бурного века, живет ностальгией по дням минувшим, радует своих посетителей удивительным наследием природы и мудрых заботливых хозяев прошлых веков.
Дворцовый ансамбль Корсуньского парка создавался больше 100 лет. Строительство начато в 1782 г. корсуньским старостой князем Станиславом Понятовским как летняя загородная резиденция. В многочисленную свиту Понятовского на правах товарища входил Ян Генрих Мюнц - военный инженер и художник. Он и стал автором концепции будущего дворцово-паркового ансамбля. Через несколько лет началось возведение княжеского дворца. Автором окончательного варианта проекта был Ян Дисиор Линдсей - придворный архитектор семьи Понятовских. К 1789 г. в дворцово-парковый ансамбль входили двухэтажный каменный дворец, ордерная галерея, соединявшая большой и малый господские дома, три кирпичных флигеля, две конюшни. Корсуньский дворец с залом со вторым светом был первым палацом, который построили в стиле неоготики на землях Речи Посполитой. В 1799 г. Корсуньское имение выкупила российская казна, его владельцем становится князь Петр Лопухин. Но звездный час усадьбы настал с приездом в Корсунь в 1835 г. четы светлейших князя и княгини Лопухиных. Павел Петрович очень активно принялся за обустройство своего нового дома. Архитектурные сооружения дворцового ансамбля приобрели черты зарождавшегося тогда русского романтизма. Дворец увенчался четырьмя башнями в стиле средневековой оборонной архитектуры, выраставшими из квадратных угловых надстроек с фронтонами в форме русских кокошников. На крыше юго-западной части дворца устроен зимний сад. В уединенном месте над обрывом сооружена лютеранская часовня. Все это гармонично увязано и составляло прекрасный романтический ансамбль. Княжеский дворец поражал своей пышностью: стены комнат и залов украшали фамильные портреты кисти художников К. Брюллова и В. Боровиковского. Здесь же можно было увидеть полотна старых мастеров и мраморные скульптуры работы Кановы, Торвальдсена и Джорини (Йорини). Усилиями Павла Петровича была собрана богатая коллекция произведений искусства, огромная библиотека с большим количеством раритетов. Во дворце был устроен музей, экспозиция которого состояла из нескольких разделов. К 50-м годам XIX в. усадьба князя Лопухина вошла в число известнейших и богатейших в Европе.
В 1918 г. усадьба была национализирована и частично разграблена, что-то передано во «временное пользование» разным государственным учреждениям. Лишь небольшая часть предметов большого фамильного собрания Лопухиных-Демидовых составила экспозицию местного краеведческого музея. В 1927 г. во дворце был устроен Дом отдыха железнодорожников и экспонаты передали в Черкасский краеведческий музей. Прекрасные росписи, ранее украшавшие стены парадных залов, были замазаны красками новыми «строителями общества». Во время Великой Отечественной войны в дворцовых помещениях размещался то советский военный госпиталь, то немецкий. Территория парка изранена окопами. В 1945 г. в бывшем дворце светлейших князей Лопухиных открыт и находится и по сей день Музей истории Корсунь-Шевченковской битвы. Площадка перед дворцом уставлена военной техникой. Перестройки и ремонты уродовали когда-то прекрасный ансамбль. О реставрации вплоть до сегодняшнего дня приходится только мечтать. Время и люди безжалостны...
В 1994 году парк и музей были реорганизованы в Корсунь-Шевченковский государственный историко-культурный заповедник. Этот статус оберегает территорию парка от возможных поползновений, но не решает проблем по реконструкции бывшей княжеской усадьбы.
Корсунь-Шевченковский имеет тысячелетнюю историю. Крепость заложил еще в 1032 г. великий князь Киевский Ярослав Мудрый, она служила форпостом для защиты южных границ Киевской Руси от набегов тюркских кочевников. В XX столетии Корсунь заставил говорить о себе весь мир. Выражение «корсунский котел» вошло в историю Второй мировой войны -зимой 1944 г. была проведена крупнейшая операция, в ходе которой советские войска окружили и уничтожили большую немецкую группировку. Но более всего этот город известен своим прекрасным дворцово-парковым комплексом. История и природа хранят здесь свои тайны, ими дышат аллеи парка, журчат воды Роси, молчаливо ведают гранитные валуны, рассказывает выразительная архитектура построек, вызывая неизменный интерес ко всему сущему...
В любом случае парк стоит посетить: он покорит вас противоречивым сочетание непокорности и силы и вместе с тем ощущением безмятежности и покоя.