Города мира

Бургас — город в Болгарии, 4-й по населению в стране. Административный центр Бургасской области и общины Бургас. Важный культурный, экономический центр болгарского Причерноморья. Население 208 402 жителя на 15 сентября 2009 года. Координаты: 42°30′00″ с. ш. 27°28′00″ в. д. Часовой пояс: UTC+2, летом UTC+3. Телефонный код: (+359) 56. Почтовый индекс: 8000. Автомобильный код: А. История БургасаАрхе...


/ Туризм / Дворец «Дюльбер»

17-05-2012 15:32Дворец «Дюльбер» расположен в Кореизе на южном берегу Крыма. Расстояние от Ялты - 12 км.



В конце XIX начале XX века укромный колоритный берег крымского Мисхора, омываемый лазурным морем, облюбовали для ежегодного отдыха великие князья Романовы. Буквально за десятилетие здесь были возведены дворцово-парковые ансамбли в имениях Александра Михайловича - «Ай-Тодор», Николая Николаевича - «Чаир», Георгия Михайловича — «Харакс», Дмитрия Константиновича - «Кичкинэ», Петра Николаевича — «Дюльбер».

Одним из первых приглядел Крым для отдыха Петр Николаевич.

Петр Николаевич Романов родился в 1864 году. Он был внуком Николая I и дядей последнего российского императора Николая II. Получил военное "образование и состоял флигель-адъютантом Его Величества, шефом гренадерского саперного батальона. В 20 лет начал службу, но заболел туберкулезом и вынужден был оставить ее. Великий князь часто бывал в Крыму, очень любил его, поэтому после вердикта лекарей решил обосноваться на Южном берегу. В 1893 году он купил 13 десятин земли у помещика Полежаева. Дом, расположенный на участке, был непригоден для жилья. Петр Николаевич решил построить на его месте дворец с комплексом служебных построек и разбить небольшой парк.

Перед тем как приступить к строительству нового имения, князь совершил длительное путешествие по странам Средиземноморья, посетил Сирию, страны Магриба. Сам художественно одаренный человек, он серьезно увлекался искусством и гражданской архитектурой, интересовался необычными и экзотичными строениями. Пребывая долгое время в Египте, Петр Николаевич увлекся архитектурой этой страны, делал зарисовки. После возвращения в Крым, под впечатлением Востока, он выполняет эскизные наброски своего будущего дворца. Составление проекта и строительство было доверено молодому ялтинскому архитектору Николаю Петровичу Краснову (1864-1939), у которого был накоплен богатый опыт строительства зданий различного назначения в специфических условиях ЮБК, характеризующихся сложным рельефом местности, крутыми спусками, обширными оползневыми участками, сейсмоопасными зонами.

Краснов безупречно справился с поставленной задачей: дворец «Дюльбер», что в переводе с арабского означает «прекрасный», «великолепный», приковывает к себе внимание с первого взгляда - белоснежное, восточного колорита здание с серебристыми куполами, зубчатыми стенами, ярко выделяется на фоне гряды Крымских гор.

Ежегодно Великий князь на несколько месяцев поселялся в своем большом благоустроенном имении. Парадокс, но спустя 20 лет уютный дом превратился для своих хозяев в тюрьму, а затем в надежную крепость, спасшую жизни многим членам царской семьи.

Арест и чудесное спасение

Осенью 1917 года по приказу Временного правительства Романовы, которые в то время находились в Киеве, должны были отправиться в Крым «до особого распоряжения». Так Петр Николаевич с семьей оказался в своем южнобережном имении «Дюльбер». Здесь были и другие представители императорского дома, ближайшие родственники Николая II, вошедшие в историю как «крымская группа Романовых», в том числе мать Николая II, вдовствующая императрица Мария Федоровна, в девичестве датская принцесса Дагмара (1847-1928). Мария Федоровна была женой русского императора Александра III и находилась в родственных отношениях со многими королевскими домами Европы, в частности с королем Великобритании Георгом V, матерью которого была родная сестра Марии Федоровны - королева Александра.

Первое время крымские пленники находились под домашним арестом в своих имениях. В феврале 1918 года всех Романовых, проживающих в Крыму, решили перевести в «Дюльбер», так как им грозила серьезная угроза со стороны ялтинских большевиков, требовавших немедленной казни членов царской семьи. Однако севастопольские большевики хотели все же дождаться распоряжений «товарища Ленина». С целью не допустить бесчинств севастопольский совет назначил местом пребывания членов царской семьи имение Петра Николаевича, высокие и толстые стены которого напоминали крепостные. На крыше дворца установили пулеметы и мощные прожекторы, а отряду матросов Севастопольского военного гарнизона была поручена круглосуточная охрана.

В апреле 1918-го Ялту оккупировали немецкие войска. Предложение выехать в Германию Романовы отвергли. И лишь в конце года, когда в Крым прибыл флот союзников и командующий британским военным флотом адмирал Кэльторп сообщил, что английский король дает в распоряжение вдовствующей императрице корабль для отъезда в Англию. В конце марта в Севастополе бросил якорь крейсер «Мальборо». На нем Петр Николаевич и покинул 1 апреля 1919 года, вместе с царской семьей, родственниками и друзьями дворец «Дюльбер» навсегда.

Новый период

Советский период в истории «Дюльбера» начинается с 1920 года, с подписанием В. И. Лениным декрета «Об использовании Крыма для лечения трудящихся». Это была одна из первых советских здравниц, в ней насчитывалось 35 мест. В то время санаторий принимал для оздоровления политработников. В числе отдыхающих здесь побывали политэмигранты, дети из Испании, челюскинцы. В разное время в здравнице отдыхали Клара Цеткин, Долорес Ибаррури, Георгий Димитров, Хо Ши Мин, Арнольд Цвейг, Луис Корвалан. В 30-е годы «Дюльбер» переименовывают в пансионат «Красное знамя». До распада СССР он оставался местом отдыха руководящих деятелей компартий. Сегодня это санаторий Верховной Рады Украины. Его характеризуют отличный дизайн всего комплекса и интерьер спальни в современном стиле.

Дворец из «Тысячи и одной ночи»

«Дюльбер» был построен очень быстро. Его возведение началось в 1895-м, а к 1897 году он уже был готов.

Дворец представляет собой асимметричное двух-четырехэтажное здание, насчитывающее более 100 помещений. Разной высоты фасады и кровля увенчаны зубчатыми парапетами и серебристыми куполами. Много внимания архитектор уделил декоративному убранству: оформлению входов, оконных проемов, балконов, декорированию дверных полотен. На белой глади дворцовых стен выделяются резные каменные вставки и мозаичные композиции. При выполнении отделочных и декоративных работ автор строго следовал арабскому стилю Египта и Сирии, так нравившемуся Петру Николаевичу. Главный акцент Краснов делает на парадном фасаде, элементы его оформления, использованные приемы напоминают вход в усыпальницу Каир-Бея, возведенную V веке в центре Каира. Над парадным входом в здание дворца сохранилась арабская вязь — строка из Корана: «Да благословит Аллах входящего».

Остальные три фасада по художественной заразительности, живописности, оригинальности ничуть не уступают парадному. кроме дворца в поместье «Дюльбер» был построен дом для прислуги и хозяйственные сооружения, некоторые из них также были оформлены в восточном стиле.

Больше чем парк

Разбивка парка вокруг дворца проводилась параллельно со строительством. Эти работы Петр Романов также поручил Николаю Краснову. По воспоминаниям современников, окружающая местность в те времена не отличалась буйной растительностью, поэтому перед архитектором стояла задача в условиях сложного рельефа создать практически с нуля достойный парк.



Деревья и кустарники высаживались на террасах, образованных искусственно, с помощью могучих подпорных стен на крутом спуске к морю. Примечательно, что характер местности, безусловно, значительно усложнил проводимые работы, в то же время позволил добиться самобытности, отличающей парк «Дюльбер», создать бесконечные вариации видовых площадок, величественных парковых аллей, укромных садовых тропинок. Продолжили работу по формированию парка преемники Краснова. Несколько поколений ландшафтных архитекторов, садовников более века трудились над созданием сегодняшнего великолепия. Результат превзошел все ожидания: на относительно небольшой территории парка (всего лишь 6,2 га) удалось создать не только памятник ландшафтной архитектуры, но и, судя по разнообразию растительности, небольшой ботанический сад.

Парк разбит в ландшафтном стиле с элементами итальянских регулярных садов. Верхняя его часть занимает ровную территорию, нижняя расположена на южном крутом склоне с уклоном 20-25°. Центральная часть парка, ведущая от главного входа к большому дворцу, в сторону моря частично террасирована по типу итальянских садов и парков с устройством подпорных стен, с вазами, цветниками и прочими декоративными элементами.

Перед фасадом большого дворца с западной стороны устроен небольшой нарядный партер. В центре его находится круглый бассейн с фонтаном. Дорожки обсажены цветами. Рядом в композиционных группах размещены драцены и аккуратно подстриженный самшит (буксус). В середине прошлого века у главного входа дворца была высажена аллея веерных пальм.

С севера к партеру примыкает высокая подпорная стена, густо увитая плющом. С юго-запада к нему прилегает неправильной конфигурации небольшая роща из нескольких десятков плотно посаженных горизонтальных кипарисов. Неподалеку растут мощный широко разбросавший боковые ветви кедр гималайский и сосна алеппская.

Каменная лестница в восточном стиле соединяет преддворцовую и нижнюю террасы. В центре нижней террасы отстроен небольшой круглый бассейн с фонтаном «Лебедь». За фонтаном сквозь крону гигантских секвой видна гладь моря. По сторонам от секвойи стоят группы кипариса горизонтального, сосна алеппская и фотиния пильчатая. Поблизости расположена бамбуковая роща, растут кусты юкки, пампасская трава, испанский дрок, криптомерия, японская фотиния, греческая пихта, веерная и банановая пальмы. За террасой начинается крутой спуск к морю. Его склоны густо поросли посадками сосны алеппской, тамариска, сумаха итальянского, цистуса, дрока испанского.

К западу от фонтана крутой склон в сторону малого дворца густо обсажен кипарисом горизонтальным.

В буйной растительности парка будто затерялась невысокая каменная скала с высеченными ступеньками, ведущими на ее вершину, где устроена открытая беседка. С правой стороны от главного входа тянется широкая аллея, в начале обсаженная кипарисами, затем гималайским кедром, а далее, у малого дворца, вееролистной пальмой. У малого дворца много цветов, пальм, цветущих кустарников. Юго-западный склон парка густо покрыт розмарином лекарственным, ладанником крымским, дроком испанским и пр.

Украшение парка - малые архитектурные формы: скульптуры, беседки, фонтаны, искусственные водоемы с золотыми рыбками и цветущими лилиями. Отдельные элементы парка все еще хранят воспоминания о своих первых хозяевах - извилистые тропинки, тенистые аллеи помнят первые маршруты, деревья-старожилы были свидетелями прогулок царских особ, а в каменной нише фонтана дворцового парка сохранился наполовину стертый медальон с исторической надписью: «1897, октябрь. Великий князь Петр Николаевич, Великая княгиня Милица Николаевна и их дети - княжны императорской крови Марина Петровна, Надежда Петровна, князь императорской крови Роман Петрович присутствовали при освящении дворца «Дюльбер». Воздух в парке напоен ароматом роз гелиотропа, алисума, туберозы, лаванды, магнолий. Шум листвы перекликается с пением множества птиц.